Очистка турбинного масла до необходимых норм

очистка турбинного масла

Очистка турбинного масла позволяет продлить срок его службы и надежность работы турбин. В последнее время проводится множество различных исследований и экспертиз, особенно в отраслях связанных с использованием нефтепродуктов.

Новый век предлагает новые испытания. Вопросы защиты окружающей среды, истощения запасов полезных ископаемых, монополизация нефтяных скважин, внутренние проблемы в странах-экспортерах нефти – все это наталкивает на поиск альтернатив, диверсификации поставок ресурсов и повторном использовании уже имеющихся запасов.

Что касается энергетических и других предприятий, которые используют турбоагрегаты или силовые двигатели, важным вопросом в методологии поиска возможностей сэкономить становится обработка, очистка и восстановление индустриального масла.

Срок службы оборудования напрямую связан со сроком жизни его жидкой изоляции, уровнем загрязненности турбинного масла. Очищение масла на один класс выше, дает толчок к росту мощностей и сопротивления старению работающих систем в 2-3 раза.

На энергетических предприятиях используется один из видов индустриальных масел – масла турбинные. Их задача состоит в охлаждении и смазывании движущихся внутренних деталей разных турбомашин. Например, турбинные масла используют в качестве рабочих жидкостей для паровых, газовых и гидротурбин, турбокомпрессоров и т.д. Масло используется также в качестве охладителя для систем регулирования турбоагрегатов, которая гарантирует качество конечного результата (энергии), для гидравлических и циркуляционных системах не только турбинных двигателей, но и в другом промышленном оборудовании.

Требования к турбинному маслу

Турбинное масло, как и любой другой вид жидкой изоляции, должно соответствовать определенным нормам и стандартам. Самым важным среди них была и остается стойкость против окисления, старения масла. В результате растворения в турбинном масле воды, воздуха или различных примесей, которые возникают в процессе работы агрегатов, происходит загрязнение масло. Но кроме этого, масло может выделять осадок, который трудно удалить из внутренностей двигателя, а его возникновение не только ускоряет процесс старения масла, но и негативно влияет на детали оборудования, изоляцию, способствует износу техники. Образование стойких соединений с водой провоцирует появление коррозии. Образование шламов, как результата влияния всех факторов старения, снижает работоспособность системы регулирования, провоцирует износ упорных колодок и вкладышей подшипников. Результатами воздействия катализаторов загрязнения является снижение срока эксплуатации турбинных масел и износ промышленной техники.

Благодаря высококачественному производству турбинных масел, а также путем добавления различных присадок, поддерживаются их позитивные качества, и откладывается процесс старения.

Критические нормы эксплуатации турбинных масел на энергетических предприятиях:

  • отсутствие воды, видимого шлама и механических примесей;
  • отсутствие растворенного шлама;
  • кислотное число не превышает 0,3 мг КОН/г;
  • массовая доля осадка не выше 0,15 % объема.

Турбинные масла, пробы технические характеристик у которых превышают заданные нормы, должны быть заменены свежими.

При возникновении необходимости замены отработанного турбинного масла, происходит переоценка расходов на тот или иной путь утилизации отходов, закупки нового масла или же переработки «старого».

Потеря свойств турбинных масел

Жизнедеятельность турбинного масла неразрывно связана с потерей эксплуатационных свойств и попаданием в него различных загрязнений: металлических фрагментов, продуктов старения и коррозии, воды.

Именно вода является одним из мощнейших факторов, влияющих на работу турбин. Обводненное турбинное масло имеет ухудшенные смазывающие свойства, что представляет повышенную опасность для таких частей турбоагрегата, как:

  • система смазки;
  • система регулирования;
  • система уплотнения вала;
  • подшипники (преждевременный износ и разрушение).

Также старение масел влечет за собой следующие проблемы турбин:

  • липкость клапанов и их заедание. Данная проблема вызывается продуктами окисления масла, которые осаждаются на клапане в течение длительного времени. В результате на клапане создается слой похожий на лак. Зазоры уменьшаются, что приводит неполадкам в работе;
  • попадание шлама в систему проходных фильтров на линии   смазки турбин. Это приводит к необходимости остановки турбин на время замены фильтров. Но и замена полностью не решает проблему, так как новые фильтры тоже очень быстро закупориваются. Увеличиваются простои оборудования. Появление шлама обусловлено наличием в масле продуктов окисления;
  • высокое трение и износ между подвижными поверхностями. При насыщении маслами продуктами окисления происходит их осаждение на внутренних поверхностях оборудования. Со временем слои загрязнения образуют что-то похожее на лак, вытесняя тонкий слой смазки.

Преждевременная замена масел из-за потери их эксплуатационных свойств значительно повышает стоимость ремонтных и регламентных работ.

Способы очистки турбинного масла

Среди возможных инвестиций в уже ранее использовавшиеся ресурсы, наиболее окупаемым методом является очистка турбинного масла.

Варианты регенерации и очистки разделяются на физические, химические и физико-химические методы.

С помощью физических методов из масел удаляются твердые загрязнители, образовавшиеся в процессе эксплуатации частицы смолы и коксообразные эелементы. Кроме силового поля с использованием гравитационных, центробежных и реже электрических, магнитных и вибрационных сил, используются разнообразные фильтры, осушка влаги и вакуумная дегазация.

Самым простым методов очистки турбинных масел является процесс отстаивания, осаждения воды и механических примесей с помощью гравитационных сил. Простота этого способа не говорит о его преимуществах. Длительность процесса и способности к удалению только крупных вредных частиц относит его к разряду предварительных стадий очистки.

С помощью фильтрации из масла удаляются смолистые вещества и механические примеси. Процесс разделяется на стадии использования фильтров грубой очистки и тонкую фильтрацию масел. Использование как фильтрационных материалов войлока, тканей, бумаги, металлических и пластмассовых сеток или керамики, а также комбинирование нескольких вариантов фильтрации в одном цикле очистки, повышает результативность.

Используют еще несколько различных методов очистки отработанного турбинного масла, например, центробежная очистка для удаления води и вредных веществ. Но наибольшее распространение получила комбинация физико-химических методов регенерации масел вместе с несколькими способами очистки и фильтрации. Адсорбция и селективное растворения в комплексной системе с блоками дегазации, осушки и фильтрации, позволяют получить очищенное турбинное масло с полным восстановлением его свойств за один цикл переработки.

Методы очистки турбинных масел

Среди существующих методов очистки стоит выделить:

  • очистку при помощи фильтроэлементов;
  • очистку при помощи центрифуг;
  • очистку при помощи цеолита и адсорбентов.

Но ни один из этих методов при использовании по отдельности не способен обеспечить должного уровня очистки турбинного масла и, кроме того, требует полной остановки и вывода оборудования из работы.

Очистка позволяет использовать одно и то же масло в течение многих лет. Учитывая объемы используемых турбинных масел, это помогает сэкономить колоссальные средства на покупке свежего продукта.

Установка очистки турбинного масла и итоги регенерации

Для регенерации (очистки) турбинного масла рекомендуется использование комплексных мобильных систем класса СММ. Производительность наиболее мощных из разработанных установок составляет 4 м3/час.

В соответствии с принятыми нормами чистоты масла, приведенных выше, конечный продукт – регенерированное с помощью комплексной установки СММ турбинное масло – приобретает следующие характеристики:

  1. 9 класс чистоты при исходном классе – 13
  2. Массовое влагосодержание масла – не более 10 г/т
  3. Максимальная температура масла на выходе в режиме нагрева – 55ºС
  4. Полная очистка от продуктов окисления и шламов
Установка очистки турбинного масла СММ-4Т

Установка СММ-4Т

Системы комплексной очистки и регенерации турбинного масла являются очень простыми в обслуживании и эксплуатации. Достаточно короткий срок окупаемости при высоких показателях продуктивности установок делает оборудование такого класса не только доступным, но и незаменимым на любом промышленном или энергетическом предприятии.

Компания GlobeCore производит и поставляет оборудование очистки турбинных масел. Установки типа СММ-МТ позволяют осуществлять комплексную очистку турбинного масла от воды, газов и механических примесей. Получение необходимого для дальнейшей эксплуатации уровня чистоты достигается за счет применения как классических, так и инновационных подходов. GlobeCore – это экономия финансовых ресурсов, надежность работы и долголетие турбоагрегатов.